background-menu

Медиа



Эвенкийские метеорологи

«Если бы погода не менялась –
о чём бы люди разговаривали?»

Николай Пащенко

Почти треть Красноярского края занимает Эвенкия, на территории которой располагается географический центр России, плато Путорана, а также место падения Тунгусского метеорита.

Фото 1. Панорама

Всесезонная связь Эвенкии с большой землей доступна только по воздуху: осуществляются полеты авиатранспорта в целях нефтеразведки, лесоохраны, выполнения санитарных заданий, а также обеспечения жизнедеятельности поселков, оленеводческих бригад.

Фото 2.

Вообще, северная авиация всегда была на особом счету. Эвенкия – территория, где без воздушного транспорта не обойтись. С первым теплом зимники района превращаются в болотистые топи, машинам уже не пройти. Вот и получается, только самолетом и вертолетом можно добраться до отдаленных поселков, завезти туда продукты и все необходимое. Задача аэродромной метеорологической службы – обеспечить безопасность этих полетов в метеороогическом отношении.

Фото 3.

Сегодня представить жизнь без профессии «метеоролог» – просто невозможно. Ни один аэропорт мира не обходится без авиационной метеорологической станции, ведь от точности ее работы зависит судьба самолетов, а главное, их пассажиров. Об истории развития метеорологических наблюдений и работе авиационных метеорологов в Эвенкии этот материал.

В настоящее время на территории Эвенкии свою деятельность осуществляют три подразделения Среднесибирского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»: авиационная метеорологическая станция гражданская (АМСГ) Тура, оперативная группа (ОГ) Ванавара и Оперативная группа (ОГ) Байкит. В этом году оперативная группа Байкит празднует свой юбилей – 90 лет со дня основания.

Фото 4.

История метеостанции Байкит начинается с 1932 года.

Первым начальником и по сути ее основателем был Евграфов Николай Васильевич. Он приехал в Байкит после окончания Московского гидрометеорологического техникума по распределению вместе с супругой Евграфовой Пелагеей Ефимовной, которая также имела специальность метеоролога.

Велись климатические наблюдения четыре раза в сутки и наблюдения на реке Подкаменная Тунгуска. В 1942 году Николай Васильевич ушел на фронт. Начальником назначили Рукосуеву Таисию Павловну, которая руководила станцией до 1948 года.

В 1948 году гидрометеостанция Байкит была преобразована в авиационную метеостанцию, назначенную осуществлять специализированное метеорологическое обеспечение полетов на постоянной основе. Начальник станции – Золотарев В.Д.

К преобразованию метеостанции в авиационную было много предпосылок, так как для полномасштабного освоения бескрайних просторов Эвенкии требовалось увеличение количества полетов, строительство аэродромов и капитальных посадочных площадок. Для обеспечения безопасности этих полетов были необходимы постоянные и достоверные наблюдения за погодой. Выполнение летного плана во многом зависело от метеорологических условий, данные о погоде изучались и прописывались во всех инструкциях, используемых летным составом для подготовки к полету.

Из инструкции по эксплуатации гидроаэродрома гидропорта Байкит (1941 год): «Левый берег каменистый, поросший лесом, обрывистый, высотой 150-200 метров. Правый берег более пологий, с отдельными сопками в 100-150 метров, на том же берегу за Байкитом расположена гора высотой 400 метров. Ветры преимущественно вдоль русла реки. Туманы преобладают в августе-сентябре, преимущественно утренние, расходящиеся к 8-9 часам утра, и в январе-феврале – устойчивые, в особенности в морозные тихие дни.»

Руководство после Золотарева В.Д. в 1954 году принимает Верхотуров Валентин Петрович, пришедший на станцию учеником в ноябре 1944 года, и руководит станцией вплоть до 1970 года.

Из воспоминаний Верхотурова Валентина Петровича: «Метеостанция изначально была обустроена недалеко от реки Подкаменная Тунгуска, можно сказать близко к центру поселка Байкит, рядом находилось почтовое отделение, мы туда относили телеграммы для передачи погоды. Также предоставляли все необходимую метеорологическую информацию в аэропорт для обеспечения полетов, аэропорт тогда находился от метеостанции в 1 км. Бегали, все передавали. Молодые были, для нас тогда это и не было расстоянием. У нас также был катер для того, чтобы вести точные наблюдения за состоянием реки Подкаменная Тунгуска, брали расходы воды и отправляли на экспертизу.»

В 1957 году ввиду исключительного географического расположения, климатических данных и накопленного за прошедшие годы опыта наблюдений, станция была переведена в разряд реперных. Это означало, что климатические данные Байкитских метеорологов отныне включались в международную базу данных обмена метеоинформацией, которые используются для составления глобальных прогнозов.

Развитие авиация в Байките и начало планируемых регулярных полетов связано с образованием сухопутной взлетно-посадочной полосы в начале 50-х годов. В 1976 году началось долгожданное строительство бетонной полосы, и уже в 1978 Байкит принимал регулярные рейсы.

На протяжении всего периода развития аэропорта Байкит, метеорологическая служба работала бок о бок со всеми службами аэропорта и аэронавигации, обеспечивая безопасность полетов воздушных судов. С развитием авиационной техники предъявлялись все большие требования к точности прогнозов и измерений. На смену визуальным наблюдениям пришли приборные наблюдения за скоростью и направлением ветра, видимостью, высотой нижней границы облаков, температурой, влажностью, давлением. Год от года происходило техническое переоснащение станции более современным метеооборудованием, для получения и передачи информации вводилась в работу сложная сеть обмена данными, включающая средства спутниковой связи.

В последние два десятилетия идет активное оснащение подразделения новейшими приборами и оборудованием.

В 2008 году КБ «Искра» установлена спутниковая станция «Хьюз», что позволило перейти на более современные виды связи.

Фото 5.

Летом 2013 года на аэродроме Байкит специалистами ООО "Информ-техника" совместно с персоналом станции и специалистами Среднесибирского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» смонтирована и введена в опытную эксплуатацию автоматизированная метеорологическая информационно-измерительная система "ЯМАЛ"(АМИИС-ЯМАЛ). В составе станции запущены датчики видимости – нефелометры FS11, датчик температуры и влажности HMP155, измерители параметров ветра ИПВ-01.01. Проведено обучение персонала работе на новом оборудовании. С 1 февраля 2014 года, после успешного прохождения опытной эксплуатации, АМИИС-ЯМАЛ запущена в работу и эксплуатируется по настоящее время. В «АМИИС-ЯМАЛ» применяется система форматно-логического контроля информации, которая практически полностью исключает ошибки в сводках погоды.

Продолжается дальнейшая модернизация, на смену приборам ДВО-2 пришли финские облакомеры CL-31, работающие в составе АМИИС-ЯМАЛ. Выведены из эксплуатации психрометрическая будка и ртутный барометр СР-А, в прошлое ушли визуальные наблюдения по щитам-ориентирам, теперь измерение и предоставление метеопараметров пользователям практически полностью автоматизировано.

Также в прошлое уходят и «бумажные» технологии: сегодня введены электронный журнал погоды АВ-6 и электронный журнал бортовой погоды.

Но самая большая ценность любой организации – это, конечно, ее сотрудники.

Опытные и квалифицированные метеорологи сегодня на вес золота.

За годы существования метеостанции Байкит здесь на разных должностях работали многие люди, оставившие свой след в истории станции. Среди них и техники-метеорологи, и радисты, и инженеры по эксплуатации метеорологических приборов, и инженеры-синоптики.

На станции помнят своих ветеранов: Журавлеву М.Ф., Попова Ю.П., Сизых Н.А., Брюханову Л.Н., Смирнову Л.В., Салаткину Л.Г., Коваленко Г.Ю., Верхотурова В.П., семью Хохловых, семью Кустовиновых.

Фото 6. Семья Кустовиновых

Долгие годы отработали на АМСГ Байкит Омельченко О.Л.; Заякина И.А; Белослудцева Г.П., Пасхина С.П.; Ермолаева Л.Л.; Свитова Е.Н.; Михеева Г.Я.; Молошникова (сейчас Чайран М.В); Столбиков И.Л.; Травкин В.П.; Петрова Л.Л.; Капаций Н.Г.; Форова В.Н.; Городилов В.В.; Ежова Т.А.; Страшникова Г.И.; Боголюбова, Грохотова М.,Забоцева Л., Хохлов О.Ф., Полянич В., Тимофеев А., Мосендз С., Янченко Т., Деканова Ж.В., Батурина (Бридгер) И.И.

Перечислить всех бывших работников в одной статье невозможно, так как за время существования станции ее «университеты» прошло более ста человек.

Фото 7.

Современная оперативная группа Байкит Среднесибирского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» – это новейшее оборудование, отвечающее всем международным стандартам метеорологического обеспечения авиации и молодой, профессиональный коллектив, готовый продолжать общее дело.

Мы поздравляем коллектив ОГ Байкит с юбилеем и желаем процветания и благополучия ему, а также нашему общему делу, и благословенной загадочной земле Эвенкия.

26.10.2022

Возврат к списку