Эвенкийские метеорологи
«Если бы погода не менялась –
о чём бы люди разговаривали?»
Николай Пащенко
Почти треть Красноярского края занимает Эвенкия, на территории которой располагается географический центр России, плато Путорана, а также место падения Тунгусского метеорита.
Всесезонная связь Эвенкии с большой землей доступна только по воздуху: осуществляются полеты авиатранспорта в целях нефтеразведки, лесоохраны, выполнения санитарных заданий, а также обеспечения жизнедеятельности поселков, оленеводческих бригад.
Вообще, северная авиация всегда была на особом счету. Эвенкия – территория, где без воздушного транспорта не обойтись. С первым теплом зимники района превращаются в болотистые топи, машинам уже не пройти. Вот и получается, только самолетом и вертолетом можно добраться до отдаленных поселков, завезти туда продукты и все необходимое. Задача аэродромной метеорологической службы – обеспечить безопасность этих полетов в метеороогическом отношении.
Сегодня представить жизнь без профессии «метеоролог» – просто невозможно. Ни один аэропорт мира не обходится без авиационной метеорологической станции, ведь от точности ее работы зависит судьба самолетов, а главное, их пассажиров. Об истории развития метеорологических наблюдений и работе авиационных метеорологов в Эвенкии этот материал.
В настоящее время на территории Эвенкии свою деятельность осуществляют три подразделения Среднесибирского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»: авиационная метеорологическая станция гражданская (АМСГ) Тура, оперативная группа (ОГ) Ванавара и Оперативная группа (ОГ) Байкит. В этом году оперативная группа Байкит празднует свой юбилей – 90 лет со дня основания.
История метеостанции Байкит начинается с 1932 года.
Первым начальником и по сути ее основателем был Евграфов Николай Васильевич. Он приехал в Байкит после окончания Московского гидрометеорологического техникума по распределению вместе с супругой Евграфовой Пелагеей Ефимовной, которая также имела специальность метеоролога.
Велись климатические наблюдения четыре раза в сутки и наблюдения на реке Подкаменная Тунгуска. В 1942 году Николай Васильевич ушел на фронт. Начальником назначили Рукосуеву Таисию Павловну, которая руководила станцией до 1948 года.
В 1948 году гидрометеостанция Байкит была преобразована в авиационную метеостанцию, назначенную осуществлять специализированное метеорологическое обеспечение полетов на постоянной основе. Начальник станции – Золотарев В.Д.
К преобразованию метеостанции в авиационную было много предпосылок, так как для полномасштабного освоения бескрайних просторов Эвенкии требовалось увеличение количества полетов, строительство аэродромов и капитальных посадочных площадок. Для обеспечения безопасности этих полетов были необходимы постоянные и достоверные наблюдения за погодой. Выполнение летного плана во многом зависело от метеорологических условий, данные о погоде изучались и прописывались во всех инструкциях, используемых летным составом для подготовки к полету.
Из инструкции по эксплуатации гидроаэродрома гидропорта Байкит (1941 год): «Левый берег каменистый, поросший лесом, обрывистый, высотой 150-200 метров. Правый берег более пологий, с отдельными сопками в 100-150 метров, на том же берегу за Байкитом расположена гора высотой 400 метров. Ветры преимущественно вдоль русла реки. Туманы преобладают в августе-сентябре, преимущественно утренние, расходящиеся к 8-9 часам утра, и в январе-феврале – устойчивые, в особенности в морозные тихие дни.»
Руководство после Золотарева В.Д. в 1954 году принимает Верхотуров Валентин Петрович, пришедший на станцию учеником в ноябре 1944 года, и руководит станцией вплоть до 1970 года.
Из воспоминаний Верхотурова Валентина Петровича: «Метеостанция изначально была обустроена недалеко от реки Подкаменная Тунгуска, можно сказать близко к центру поселка Байкит, рядом находилось почтовое отделение, мы туда относили телеграммы для передачи погоды. Также предоставляли все необходимую метеорологическую информацию в аэропорт для обеспечения полетов, аэропорт тогда находился от метеостанции в 1 км. Бегали, все передавали. Молодые были, для нас тогда это и не было расстоянием. У нас также был катер для того, чтобы вести точные наблюдения за состоянием реки Подкаменная Тунгуска, брали расходы воды и отправляли на экспертизу.»
В 1957 году ввиду исключительного географического расположения, климатических данных и накопленного за прошедшие годы опыта наблюдений, станция была переведена в разряд реперных. Это означало, что климатические данные Байкитских метеорологов отныне включались в международную базу данных обмена метеоинформацией, которые используются для составления глобальных прогнозов.
Развитие авиация в Байките и начало планируемых регулярных полетов связано с образованием сухопутной взлетно-посадочной полосы в начале 50-х годов. В 1976 году началось долгожданное строительство бетонной полосы, и уже в 1978 Байкит принимал регулярные рейсы.
На протяжении всего периода развития аэропорта Байкит, метеорологическая служба работала бок о бок со всеми службами аэропорта и аэронавигации, обеспечивая безопасность полетов воздушных судов. С развитием авиационной техники предъявлялись все большие требования к точности прогнозов и измерений. На смену визуальным наблюдениям пришли приборные наблюдения за скоростью и направлением ветра, видимостью, высотой нижней границы облаков, температурой, влажностью, давлением. Год от года происходило техническое переоснащение станции более современным метеооборудованием, для получения и передачи информации вводилась в работу сложная сеть обмена данными, включающая средства спутниковой связи.
В последние два десятилетия идет активное оснащение подразделения новейшими приборами и оборудованием.
В 2008 году КБ «Искра» установлена спутниковая станция «Хьюз», что позволило перейти на более современные виды связи.
Летом 2013 года на аэродроме Байкит специалистами ООО "Информ-техника" совместно с персоналом станции и специалистами Среднесибирского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» смонтирована и введена в опытную эксплуатацию автоматизированная метеорологическая информационно-измерительная система "ЯМАЛ"(АМИИС-ЯМАЛ). В составе станции запущены датчики видимости – нефелометры FS11, датчик температуры и влажности HMP155, измерители параметров ветра ИПВ-01.01. Проведено обучение персонала работе на новом оборудовании. С 1 февраля 2014 года, после успешного прохождения опытной эксплуатации, АМИИС-ЯМАЛ запущена в работу и эксплуатируется по настоящее время. В «АМИИС-ЯМАЛ» применяется система форматно-логического контроля информации, которая практически полностью исключает ошибки в сводках погоды.
Продолжается дальнейшая модернизация, на смену приборам ДВО-2 пришли финские облакомеры CL-31, работающие в составе АМИИС-ЯМАЛ. Выведены из эксплуатации психрометрическая будка и ртутный барометр СР-А, в прошлое ушли визуальные наблюдения по щитам-ориентирам, теперь измерение и предоставление метеопараметров пользователям практически полностью автоматизировано.
Также в прошлое уходят и «бумажные» технологии: сегодня введены электронный журнал погоды АВ-6 и электронный журнал бортовой погоды.
Но самая большая ценность любой организации – это, конечно, ее сотрудники.
Опытные и квалифицированные метеорологи сегодня на вес золота.
За годы существования метеостанции Байкит здесь на разных должностях работали многие люди, оставившие свой след в истории станции. Среди них и техники-метеорологи, и радисты, и инженеры по эксплуатации метеорологических приборов, и инженеры-синоптики.
На станции помнят своих ветеранов: Журавлеву М.Ф., Попова Ю.П., Сизых Н.А., Брюханову Л.Н., Смирнову Л.В., Салаткину Л.Г., Коваленко Г.Ю., Верхотурова В.П., семью Хохловых, семью Кустовиновых.
Долгие годы отработали на АМСГ Байкит Омельченко О.Л.; Заякина И.А; Белослудцева Г.П., Пасхина С.П.; Ермолаева Л.Л.; Свитова Е.Н.; Михеева Г.Я.; Молошникова (сейчас Чайран М.В); Столбиков И.Л.; Травкин В.П.; Петрова Л.Л.; Капаций Н.Г.; Форова В.Н.; Городилов В.В.; Ежова Т.А.; Страшникова Г.И.; Боголюбова, Грохотова М.,Забоцева Л., Хохлов О.Ф., Полянич В., Тимофеев А., Мосендз С., Янченко Т., Деканова Ж.В., Батурина (Бридгер) И.И.
Перечислить всех бывших работников в одной статье невозможно, так как за время существования станции ее «университеты» прошло более ста человек.
Современная оперативная группа Байкит Среднесибирского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» – это новейшее оборудование, отвечающее всем международным стандартам метеорологического обеспечения авиации и молодой, профессиональный коллектив, готовый продолжать общее дело.
Мы поздравляем коллектив ОГ Байкит с юбилеем и желаем процветания и благополучия ему, а также нашему общему делу, и благословенной загадочной земле Эвенкия.