background-menu

Медиа



АМСГ Кызыл: История авиационной метеорологии Тывы

На границе с Монголией расположилась небольшая горная республика – Тыва. Горами занято 82% ее территории.

Тыва со всех сторон окружена горами (Алтаем, Западными и Восточными Саянами, хребтами Сангайской группы) высотой 2500 – 4500 метров над уровнем моря, что определило разнообразие типов рельефа, живой природы и локальные особенности климата.

Республика находится в области резко континентального климата, характерной чертой которого является большая контрастность летних и зимних температур воздуха. Самые низкие температуры воздуха наблюдаются в декабре-январе. Абсолютный минимум температуры воздуха за весь период наблюдений, с 1944 года, составляет -58°С. Самый теплый месяц – июль, абсолютный максимум +43°С. Для климата республики характерно резкое колебание дневных и ночных температур. Амплитуда суточного хода достигает 20-25°С.

С наличием сложного горного рельефа связаны и особенности метеорологического обслуживания авиации на территории республики.

Фото 1. Старый аэропорт

Более 75 лет назад было принято решение образовать Тувинское авиапредприятие.

По рассказам старых пилотов, маленькая Тыва виделась с борта самолета голубой, так много в ней рек и озер.

Стена горных хребтов отделяет республику от «Большой земли», поэтому очень важно было соединить ее воздушными дорогами с ближними большими городами – Абаканом, Красноярском, Новосибирском, Иркутском и другими.

А небо начинается с земли и первым делом пилоты приходят узнать прогноз погоды.

Первыми самолетами были небольшие ПО-2. В конце 1948 года из Красноярска в Кызыл пассажирские рейсы стали выполнять самолёты Ли-2. С 1951 года в республике появились первые самолеты Ан-2. В июле 1955 г. авиаотряд начинает получать самолёты Як-12.

Як-12 перевозили почту, пассажиров, выполняли лесоавиационные и санитарные задания.

Фото 2. Як-12 июль 1955 г.

В декабре 1971 был выполнен первый технический рейс самолётом Як-40.

С 1973 г. в республике освоены 24 воздушные трассы. Кызыл с крупными городами Сибири связали лайнеры Ан-24 и Як-40. Полеты стали интенсивными по всем воздушным линиям Тувинской АССР. Выполнялось много дополнительных пассажирских рейсов.

Авиаметеорологическая станция (АМСГ) Кызыл образовалась в 1946 году, регулярные наблюдения начались в октябре 1947 года.

Станция размещалась на восточной окраине города в небольшом помещении, где первые специалисты и работали, и жили.

Начальником станции в то время был Ковалев В.Я.

Фото 3. Установка психрометрической будки

Для пилота небо – второй дом, для метеоролога небо – «кухня погоды».

Первым работникам АМСГ порой не хватало знаний, опыта, приборов, но было горячее желание трудиться именно в метеообеспечении авиации.

Многие специалисты юными девушками пришли работать на АМСГ. Им предстояло многому научиться, многое преодолеть. Труд ими был выбран нелегкий: ночные дежурства, снег, ветер, пыльные бури, грозы, когда все прячутся по домам, а для метеоролога – «самая работа».

В 1965 году на АМСГ Кызыл прислали по распределению выпускницу Томского государственного университета Калугину Галину Васильевну. Так сложились обстоятельства, что молодую девушку вскоре назначили начальником, и ровно 40 лет она возглавляла коллектив авиаметеостанции. Она внесла огромный вклад в жизнь и развитие станции. Благодаря ее усилиям на АМСГ Кызыл была даже своя аппаратная по приему и обработке снимков со спутника.

Фото 4. Слева Калугина Галина Васильевна – начальник АМСГ Кызыл с 1965 по 2005 гг.

В 1972 году началось строительство нового аэродрома в южной части города Кызыл.

Фото 5. Старое здание аэровокзала 1980 г.

В 1974 году весь коллектив АМСГ разместился в новом двухэтажном здании командно-диспетчерского пункта (КДП).

Как только открылась взлетно-посадочная полоса, техники-метеорологи для проведения регулярных наблюдений переехали в здание стартово-диспетчерского пункта (СДП).

Фото 6. СДП 1975 г.

Огромная ценность любой организации – люди.

Настоящими профессионалами своего дела, любящими свою работу, были наши ветераны, которые пришли молодыми специалистами и посвятили всю свою жизнь метеорологии – Аткнина Любовь Алексеевна, Колупаева Галина Дмитриевна, Бахарева Татьяна Михайловна, Емельянова Светлана Владимировна, Перова Галина Николаевна, Сизова Галина Григорьевна, Спирина Елена Савельевна и другие.

Стаж работы многих работников составлял более 30 лет.

Многие специалисты из семейных династий.

После реорганизации службы в 2001 году работники были переведены в АНО «Среднесибирское Метеоагентство», а с сентября 2011 года в Среднесибирский филиал ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета».

С декабря 2011 года основной пункт наблюдений был переведен в здание КДП. Старые метеорологические приборы были заменены на автоматическую метеорологическую информационно-измерительную систему «АМИИС-ЯМАЛ», которая круглосуточно, в автоматическом режиме, фиксировала основные метеорологические параметры на аэродроме. Ввод в действие нового метеорологического оборудования позволил улучшить качество метеонаблюдений.

Фото 7. Кабинет ОПН 2011 г.

Установленное в 2016 г. автоматизированное рабочее место «АРМ метеоролога» позволяет не только отправлять и запрашивать метеорологическую информацию, но и оперативно формировать всю необходимую полетную документацию для экипажей воздушных судов, с включением картографического материала по всему маршруту полета.

С декабря 2018 года АМСГ Кызыл 3 разряда реорганизована в АМСГ Кызыл 4 разряда. Прогностическое обеспечение на аэродроме Кызыл и по районам полетов МДП Кызыл производит АМЦ Абакан.

После окончания реконструкции ВПП в 2018 г. аэропорт Кызыл может принимать самолеты таких типов, как Ил-76 и Boeing-737.

Фото 8. Здание аэропорта 2011 г.

С февраля 2022 года на АМСГ Кызыл эксплуатируется комплексная радиотехническая аэродромная метеорологическая станция «КРАМС-4», предназначенная для измерения и сбора метеоинформации об основных параметрах атмосферы на аэродроме, обработки этой информации, формирования метеорологических сообщений, отображения, регистрации и распространения информации по каналам связи для обеспечения взлета и посадки воздушных судов, которая была установлена взамен выработавшей к тому времени свой ресурс «АМИИС-ЯМАЛ».

С сентября 2022 года экипажи судов при подготовке к полету получают метеоинформацию с помощью веб-сервиса АИС «МетАвиаБрифинг».

Фото 9. МетАвиаБрифинг 2022 г.

Фото 10. КРАМС-4 2022 г.

Сегодня АМСГ Кызыл – это современное метеорологическое подразделение в составе Среднесибирского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», оснащенное по последнему слову техники, имеющее штат молодых, но опытных и квалифицированных сотрудников, вносящих свой вклад в обеспечение регулярности и безопасности полетов воздушных судов.

Мы поздравляем коллектив АМСГ Кызыл с юбилеем и желаем процветания и благополучия ему и нашему общему делу.

Фото 11. Коллектив АМСГ Кызыл 2022 г.

Титова Елена Владимировна
начальник АМСГ Кызыл
т.(39422)524-00
адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

25.10.2022

Возврат к списку