background-menu

Медиа



55 лет АМСГ Пахачи

Борисенко Е.А. (заместитель директора Камчатского филиала

ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»)

В начале XX века на западном и восточном побережье Камчатки начинается строительство первых рыбоводных заводов. Акционерное Камчатское Общество (далее – АКО) после организации рыбокомбинатов в устье реки Камчатки (Усть-Камчатск), приступает к активному возведению рыбоконсервных заводов и рыбных баз в северной части полуострова – в Карагинском и Олюторском районах: в начале 30-х годов в устье реки Пахачи на береговой песчаной косе построены рыбоконсервные заводы № 5 и № 6 и рыбная база АКО, вошедшие в 1939 году в систему Пахачинского рыбокомбината.

АКО начинает закупку за границей современного оборудования, транспортных судов, осуществляет приглашение со всех концов страны большого количества рабочих и служащих для строек и работы на рыбных промыслах и консервных заводах. Так уже в конце 30-х годов на Камчатку прибывает около 12-13 тысяч сезонных рабочих и свыше 2 тысяч иждивенцев, из них почти 2,5 тысячи человек остаются в дальнейшем работать на Камчатке.

Поселок Усть-Пахачи представляет собой центральную усадьбу крупного Пахачинского рыбокомбината, однако его современный облик начинает формироваться только в 50-е годы: построена школа, магазины, больница, произошло развитие сети связи, радио, проведение телефонизации. К 1956 году значительная часть населения севера Камчатки переселяется из землянок в дома и бараки.

В конце 50-начале 60-х годов в Олюторском районе Корякского округа одна из основных авиалиний регулярных рейсов самолетов АН-2 проходит по маршруту «Петропавловск-Камчатский – Усть-Камчатск – Оссора – Тиличики – Апука» непосредственно через Усть-Пахачи.

Активное развитие поселка Усть-Пахачи в 60-е годы напрямую связано с градообразующим предприятием – Олюторским рыбоконсервным заводом (в середине 50-х годов произошло слияние Пахачинского и Олюторского рыбоконсервных заводов), выпускавшим огромное количество рыбных консервов и пресервов. В те годы Усть-Пахачи был классическим рабочим поселком, в котором было много народа и жизнь бурлила ключом: помимо рыбзавода в поселке располагалась пограничная застава, функционировал портпункт «Пахачи», работали котельная и водозабор с водопроводом, производили продукцию местного значения колбасный, кондитерский и лимонадный цех, на фермах разводили большое количество крупного рогатого скота, птицу, а также активно развивался госпромхоз, занимавшийся сбором дикоросов, заготовкой рыбы и пушнины.

В 60-70-е годы на долю Камчатки приходилось до 8 % общесоюзного улова рыбы и 10-15 % выпуска консервов. Олюторский район развивался, в первую очередь, как место добычи и переработки лососей, тихоокеанской сельди (корфо-карагинская (олюторская) популяция), трески, крабов и некоторых других промысловых объектов.

В связи с активным развитием рыбной промышленности на побережье Олюторского залива, увеличением грузовых и пассажирских перевозок, возросшей потребностью в услугах воздушного транспорта 26 декабря 1968 года к юго-востоку поселка Усть-Пахачи организована АМСГ Усть-Пахачи, вошедшая в состав АМСГ Корф.

Первыми работниками АМСГ Усть-Пахачи были начальник АМСГ Емельянов В.М. и техник Емельянова Л.А. – опытные работники, окончившие свердловскую гидрометшколу и в системе Росгидромета работавшие с 1961 года.

В 70-х годах в Олюторском районе произошло изменение промысловой обстановки, в том числе резкое и катастрофическое сокращение запасов и запрета промысла олюторской сельди. Многие предприятия вдоль побережья оказались закрыты, а посёлки – заброшены. К счастью, Олюторский рыбокомбинат и поселок Усть-Пахачи эта участь не только не коснулась, но и жизнь в поселке продолжила развиваться.

В 70-80 годы происходит дальнейшее развитие инфраструктуры поселка, благоустройство улиц и аэропорта, развернуто широкое строительство взлетно-посадочной полосы. В 1971 в поселке Пахачи сдается в эксплуатацию новый аэровокзал и здание централизованной заправочной системы. 

Фото 1. Здание аэровокзала 1980-е годы

Приезжие и командированные в Пахачи отмечают особое «очарование» поселка, отражавшееся в обшитых стенах рыбозавода тонким с желтизной анодированным металлом из консервных банок в виде их круглых донышек, да теплотрассах вдоль дорог, спрятанных в деревянных коробах, засыпанных опилками и также оббитых тонким консервным металлом, подчеркивающих суровость северного края.

Коллектив АМСГ Усть-Пахачи активно взаимодействует с местными организациями народного хозяйства: Ремонтно-строительное управление, Строительный участок, Рыбокомбинат, Госпромхоз, предоставляя им сведения о температуре воздуха. Метеонаблюдения осуществляются в стандартные метеосроки 00, 03, 06 и 09 мск, а также в период полетов через 30 минут.

В конце 80-х годов специалисты АМСГ Корф, расположенной в районном центре Тиличики, занимаются методической работой с коллективом Усть-Пахачей. Так, например, 13 января 1986 года техник-синоптик АМСГ Корф Комогорцева Татьяна Николаевна отправилась в командировку в Усть-Пахачи «на прорыв», а 17 декабря этого же года инженер-синоптик АМСГ Корф Карасева Нина Петровна совершила первый облет трассы Корф – Пахачи. До Пахачей она добиралась на Ан-2, из Пахачей – на вертолете Ми-8 (Информация из Журнала «История станции АМСГ Корф»).

Коллектив станции регулярно берет на себя социальные обязательства и участвует в соцсоревнованиях, например, в 1982 году с АМСГ Козыревск (Информация из Инспекторского отчета).

В 1987 году проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы с ее удлинением до 1400 м. Теперь аэропорт Пахачи оказался способен принимать самолеты Як-40 (первые 2 самолета данного типа прибыли на Камчатку еще в середине 1969 года), следовавшие из Петропавловска-Камчатского без пересадки в районном центре Тиличики.

До 90-х годов АМСГ Усть-Пахачи не имело своей метеоплощадки, и основной и резервный приборы метеостанции М-49 были установлены на мачте на крыше служебного здания аэропорта. Метеостанция М-49 применялась для дистанционного измерения направления и скорости ветра, относительной влажности и температуры воздуха на расстоянии до 100 метров в стационарных условиях. Помимо метеостанции М-49 из метеоборудования были:

- чашечный барометр, установленный в помещении АМСГ Усть-Пахачи;

- барограф;

-  ИВО;

- гигрометр, по странному стечению обстоятельств, установленный на раме окна служебного помещения;

- аспирационный психрометр;

- анеморумбометр М-63, также установленный на крыше здания аэропорта (с 1976 года).

К сожалению, во время инспекции 1976 года выявлено, что многие имеющиеся в наличии метеоприборы и оборудование (психрометрическая будка, флюгеры, мачты, снегомерные рейки, осадкомер) по невыясненным причинам не установлены и хранятся в случайном порядке в шкафах метеокабинета и в сарае.

В 90-е годы в поселке Пахачи, как и во всех уголках страны, произошел переломный момент. Олюторский рыбоконсервный завод переживает тяжелое время экономической лихорадки: браконьерство, задержки зарплат, увольнения, банкротство, а затем и вовсе прекращение своего существования, что несомненно отразилось на жизни поселка. Кроме рыбной промышленности кризис затрагивает и геологическую отрасль, проводившую активные работы по разработке месторождения сурьмяно-ртутной руды, обнаруженной в 1952 году в 70 км западнее поселка Пахачи.

Фото. 2. Аэропорт с установленными метеоприборами, 1980-е годы

Экономический хаос, творившийся в стране, сокращение заказов, а потом и вовсе прекращение полетов, проблемы с авиатопливом, авиационным обслуживанием самолетов и вертолетов, вынуждает авиаторов Корякской авиакомпании искать новые способы выживания. Практически зачахли все камчатские аэропорты, в том числе и аэропорт Пахачи, а перевозки пассажиров по местным авиалиниям становятся редким явлением.

Помимо общего экономического упадка наложило свой отпечаток на судьбу жителей и работников поселка Пахачи произошедшее 8 марта 1991 года 8-балльное землетрясение, эпицентр которого находился недалеко от Хаилино (в 130 км от Пахачей). К счастью, жертв удалось избежать по двум причинам: исключительная малонаселенность Олюторского района, а также то, что большинство здешних строений – деревянные, которые в отличие от крупнопанельных домов гораздо более устойчивы к подземным толчкам. Последствия землетрясения напрямую повлияли на работу аэропорта Пахачи в виде многочисленных трещин в здании аэровокзала и по всей взлетно-посадочной полосе, которые, к счастью, удалось локализовать. На регулярности выполнения пассажирских рейсов, осуществляемых Як-40, а также грузовых рейсов Ан-26 и Ан-74 это никак не отразилось.

Несмотря на все многие жители Пахачей начали собирать свои вещи и экстренно покидать поселок, перебираясь в Петропавловск-Камчатский и на «материк». Произошел массовый отток населения на «большую землю». Оставшееся немногочисленное население так и осталось проживать в двух- и одноэтажных домах, а самое высокое здание – четырёхэтажный дом, получивший неофициальное прозвище «Пентагон» – навсегда покинуто жильцами и заброшено.

Примечание – По данным на 1989 год численность населения составляла 2487 человек и продолжала расти, на 2002 год осталось всего 628 человек, и с каждым годом все уменьшающееся и уменьшающееся. В настоящий момент (по данным на 2021 год) в селе Пахачи проживает всего 289 человек.

В 2000-е годы прекращает свою работу в аэропорту Пахачи орган воздушного движения. Ликвидируется контрольно-диспетчерский пункт, и последний оставшийся авиадиспетчер покидает поселок.

1 мая 2009 года АМСГ Усть-Пахачи официально переходит из ФГБУ «Камчатское УГМС» в состав АНО «Метеоагентство Росгидромета».

Первый рабочий коллектив обновленной метеостанции состоял из всего лишь одного человека – начальника АМСГ Пахачи Корсюковой Ларисы Петровны, проработавшей на станции с 2000 по 2014 год.

В первые годы существования АМСГ Пахачи в составе АНО «Метеоагентство Росгидромета» руководству пришлось проделать огромную работу не только по увеличению штата и привлечению новых работников к производству метеонаблюдений в аэропорту Пахачи, но и по восстановлению состояния служебного помещения, метеоприборов и оборудования – все находилось в плачевном состоянии, что вызвало необходимость косметического ремонта в помещении АМСГ, приобретения новой мебели и оргтехники, технического переоснащения метеостанции.

С апреля 2011 года и по настоящее время АМСГ Пахачи входит в состав Камчатского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета».

В аэропорт Пахачи камчатское авиапредприятие несколько раз пыталось вернуть регулярные рейсы самолетов Як-40 и Ан-28, летающих из Петропавловска-Камчатского и районного центра Тиличики: в 2005, затем в 2015 году, однако только в 2023 году стали выполняться регулярные рейсы не только вертолетом Ми-8, но и самолетом АН-26.

Фото 3.Здание аэровокзала Пахача, 2000-е годы

Фото 4. Здание аэровокзала, 2021 год

Фото 5. Вертолет Ми-8

Аэропорт Пахачи является основным связующим звеном с ближайшими населенными пунктами: Средние Пахачи, Апука, Ачайваям, и стратегическим объектом, осуществляющим перевозку пассажиров, груза и почты. Количество вылетов в среднем составляет 114 вертолетовылетов в год.

С 2013 года АМСГ Пахачи осуществляет выполнение государственного задания по Проведению регулярных гидрометеорологических и гелиофизических наблюдений, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на государственной наблюдательной сети, в том числе сбора, обработки и передачи информации, полученной в результате проведения указанных наблюдений.

2019 год оказался богат на обновления и усовершенствования работы всех подразделений Камчатского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» и АМСГ Пахачи в том числе. В июне для осуществление предполетной метеорологической подготовки экипажей ВС на рабочем месте техника-метеоролога АМСГ Пахачи установлен доступ к веб-сервису МетАвиаБрифинг, в сентябре инженерами по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем АМЦ Елизово вовремя планового техобслуживания введена в эксплуатацию поворотная камера видеонаблюдения для помощи техникам-метеорологам АМСГ Пахачи в производстве метеонаблюдений на аэродроме Пахачи, внедрен WEB -интерфейс ПАК « UniMAS » и программа форматно-логического контроля для выявления и своевременного устранения ошибок в сводках METAR / SPECI .

Фото 6. Метеоконсультация экипажа Ми-8

В течение всего 2019 года техники-метеорологи АМСГ Пахачи производили фотосьемку облачности в районе аэродрома Пахачи для электронного атласа облаков. Из более 1000 кадров для Атласа выбраны снимки наиболее характерной облачности, которая служит справочно-методическим пособием для определения облачности всего северо-восточного побережья полуострова Камчатка.

Фото 7. Облачность в районе аэродрома Пахачи

В 2023 году АМСГ Пахачи была представлена на участие в конкурсе «Лучшее авиаметподразделение ФГБУ «Авиаметтелеком Росгдиромета», набрав наибольшее количество баллов среди 12 АМСГ Камчатского филиала.

За годы существования АМСГ Пахачи сменилось немало начальников и техников-метеорологов: семья Емельяновых В.М. и Л.А. (годы работы 1968-1986 гг.), Дюсова В.А. (1986-?), Страшевская И.В. (1986-1990 гг.), Степанова Т.В. (1990-?), семья Юдиных А. и И., семья Корсюковых Л.П. и В.В., Юмагужина И.В., Кокандя И.Г.

В настоящее время коллектив состоит из 3 человек: начальник АМСГ Пахачи Антипова Оксана Александровна, техник-метеоролог 1 категории Якушенко Алена Анатольевна, техник-метеоролог 2 категории Южакова Екатерина Михайловна.

Фото 8. Начальник АМСГ Антипова Оксана Александровна

Фото 9. Техник-метеоролог 1 категории Якушенко Алена Анатольевна

В честь 55-летнего юбилея работникам АМСГ Пахачи объявлена благодарность директора Камчатского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» за успешный и добросовестный труд.

25.12.2023

Возврат к списку