background-menu

Медиа



125 лет АМСГ Никольское

125 лет АМСГ Никольское

Борисенко Е.А. (заместитель директора Камчатского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»)

Село Никольское расположено на северо-западном побережье острова Беринга Командорских островов в месте впадения реки Гаванской в Тихий океан.

В истории села историки отмечают 5 основных периодов:

1. Русский период, в который Командорские острова приобрели постоянное население. В это же время определились населённые пункты: село Никольское на острове Беринга (первоначальное название село Гаванское) и село Преображенское на острове Медном.

2. Американский период с 1871 по 1891 год – период аренды пушных и котиковых промыслов американской торговой компанией «Гутчинсон, Кооль и Ко».

3. Предреволюционный период с 1891 по 1921 год.

4. Советский период с 1923 по 1991 год.

5. Постсоветский период с 1992 года по настоящее время.

Гидрометеостанция Остров Беринга (Никольское) открыта в 1897 году в предреволюционный период, когда окончилась аренда Командорских островов американцами, с 1899 до 1932 года работала с перерывами, с 1932 года – непрерывно.

До 1927 года станция подчинена Дальневосточному Владивостокскому метеорологическому бюро, с 1927 по 1934 год – Дальневосточному геофизическому институту, с 1934 года – Петропавловскому УГМС.

Официальной датой «рождения» метеорологической службы на острове Беринга принято считать 1 января 1899 года.

Фото 1. Село Никольское, 1896 год (фото Л. Стейнегера)

В Санкт-Петербургском филиале Архива Российской академии наук сохранились отдельные, оформленные на 131 листе, таблицы метеорологических наблюдений на острове Беринга (Никольское) за 1899 и 1890 гг., проводимые по собственной инициативе управляющим Командорскими островами Николаем Александровичем Гребницким.

Фото 2. Портрет Н.А. Гребницкого, 1883 г. (семейный архив О.А. Куликовой)

Наблюдения осуществлялись в стационарной точке – на метеостанции, при этом использовались: барометр-анероид, термометр при барометре-анероиде, сухой термометр, смоченный термометр, волосной гигрометр, максимальный и минимальный термометры, термометр на поверхности земли (открытый термометр), флюгер, осадкомер. Облачность оценивалась в баллах с указанием конкретных форм облаков, температура воздуха отмечалась в Реомюрах, сила ветра – в м/с. Помимо стандартных измерений Н.А. Гребницкий отмечал редкие явления: «…6 апреля 1899 года в 10 утра сила ветра 35,6 м/сек. Сорвало дверь в обсерватории. Шторм идет шквалами...», «Ночью со 2 на 3 июня 1899 года выпала вулканическая сажа. 10-го в 6 утра волнообразное землетрясение от SSW, явление нагонной волны /приливная волна/», «С 29 на 30 ноября 1899 года ночью со снегом выпала вулканическая сажа /в дождемер/, в незначительном количестве», «В январе 1990 года – убит морж в устье речки /вне пределов его географического местообитания/. 3 января в 6 1/4 вечера – падающие метеоры. Точка горения – NW (NW-SO)», «1-го февраля 1900 года в 5 часов 10 минут дня легкий удар – землетрясение», «28-го февраля 1900 года в 81/2 вечера – крупный метеор. Точка горения – WNW». И так далее.

В мае 1907 года Н.А. Гребницкий уволен с поста управляющего Командорскими островами по состоянию здоровья, и на несколько лет прекращены наблюдения за погодой на острове Беринга. Возобновлены метеонаблюдения только в июне 1910 года благодаря стараниям и заботе нового начальника уезда Николая Павловича Сокольникова: на метеостанции появился наблюдатель – местный псаломщик Илария Иванович Плотников.

До 1910 года метеоплощадка находилась на нижней террасе на берегу залива, затем перенесена к зданию Николо-Иннокентиевской церкви, где располагалась с 1910 года по октябрь 1935 года. Новое местоположение метеоплощадки в самом центре села Никольское после переноса оказалось крайне нерепрезентативным: наблюдалось закрытие с запада зданием церкви, отстоящим в 40 м, с ЗСЗ – песцовым питомником, с ВСВ – скотным двором, с юга – жилыми дворами.

В начале 20 века метеоплощадка оборудована следующими метеоприборами:

- психрометрической будкой старого образца (английская будка) с сухим термометром Францен, смоченным, максимальным термометром Майкранц, минимальным термометром Францен, волосным гигрометром Мюллер;

- дождемером с защитой Нифера;

- флюгером Вильда;

- термографом и барографом Ришара (во время инспекции 1915 года отмечено, что оба прибора не работают из-за отсутствия перьевой бумаги);

- сифонным барометром Фюсса. Барометр по распоряжению уездного начальника располагался в его доме, а не в доме наблюдателя, что было чрезвычайно неудобным для производства метеонаблюдений. Официальная причина – теснота помещения в доме наблюдателя.

Фото 3. Дом, в котором располагалась метеостанция до 1910 года

Дом, в котором располагалась метеостанция Остров Беринга (Никольское) до 1910 года, находившаяся на берегу залива, уцелел и стоит до сих пор. Это небольшое одноэтажное здание, выполненное из канадской сосны, - типичный образец застройки американских промысловых поселков. Лаконичное решение архитектурного объема разнообразила трехскатная крыша, оберегающая обращенный к океану фасад. Некогда крыша была обшита гонтом (деревянной черепицей), однако в условиях командорской высокой влажности это оказывалось крайне недолговечным, и требовался постоянный догляд и ремонт, вести которые оказывалось задачей непростой.

Конец 10-х - начало 20-х годов знаменуется поистине лихим временем для всех сфер жизни на Командорских островах: анархия и безвластие, катастрофически ухудшающееся материальное положение местного населения, привыкшего к обеспеченному образу жизни, иноземная интервенция, браконьерство и разгульный грабеж иностранцами котиковых и бобровых (каланьих) лежбищ, разрешение на массовый забой маток, а также хищническая добыча аборигенами шкур песцов в обмен на завезенный японскими шхунами спирт, повсеместное пьянство, драки и поножовщина, распространение инфекционных и хронических заболеваний (сифилис, туберкулез, скарлатина и т.д.). Из-за удаленности Командорских островов от Петропавловска (административного центра региона), информационной изолированности (телеграфа и телефонной связи с островами не было), низкого уровня политической просвещенности и аполитичности коренного населения многие распоряжения правительства РСФСР поступали не только с огромным опозданием, но и не воспринимались всерьез. Кроме этого, местное население отказывалось сдавать пушнину заведывающему пушными промыслами на Командорских островах, с которым у многих жителей острова были разногласия, предпочитая сотрудничать с американскими шхунами, получая взамен доброкачественные товары и продукты. Логическим продолжением стала петиция, подписанная командорскими алеутами и переданная ассистенту Вашингтонского Национального Музея доктору Л. Стейнегеру, в котором местное население просило Америку принять их под свое покровительство и снабжать острова всем необходимым. Л. Стейнегер отказался принять заявление, и оно впоследствии было уничтожено.

В начале 20-х годов местные жители замечают прилеты первых гидропланов (вероятнее всего это были американские разведывательные гидропланы), но документального подтверждения этому нет.

Прибывший в августе 1921 года инспектор обнаружил метеостанцию Остров Беринга (Никольское) в недействующем состоянии, заброшенную, однако, на удивление, с исправными метеоприборами. Наблюдателем на станции согласился стать помощник заведующего пушными промыслами Командорских островов, бывший священник, человек непьющий и ответственный – Пешков Иван Степанович. Метеонаблюдения возобновились 1 сентября 1921 года.

В 1923 году на острове Беринга была организована первая радиостанция, громоздкие и нелегкие части ее конструкции с трудом установлены на возвышение за селом Никольское. «Радиомост» действовал надежно только до полуострова Камчатка. Круглогодично кружившие на петропавловском рейде японские миноноски, имевшие более мощные радиопередатчики, крайне осложняли работу губернского радиоцентра. Согласно международному праву всякому иностранному судну категорически воспрещалось пользоваться радиосвязью во внутренних водах порта захода, однако многочисленные протесты Камчатского губревкома японскому консулу в Петропавловске на это «безобразие» оставались без последствий.

10 октября 1935 года наружные метеоприборы и площадка метеостанции перенесены на 400 м в юго-восточном направлении, на окраину села Никольское, на новое более репрезентативное место. Метеоплощадка расположилась на пологом северо-западном склоне небольшого горного хребта высотой 100-200 м, к северу от площадки – пологий спуск к селу, ближайший жилой дом – в 120 м от метеостанции. В том же направлении в 250 м от метеоплощадки за жилыми строениями – небольшой морской залив, береговая полоса которого имела протяженность с ЗЮЗ на ВСВ.

В 1935 году под служебное помещение, а также для проживания начальника метеостанции у зверосовхоза приобретен дом размером 22,2 м2, представляющий собой старую американскую постройку, сделанную из досок и обшитую снаружи тесом, а внутри картоном, на крыше – дранка. Наблюдатель размещался в общежитии зверосовхоза.

1936 год – важная дата в истории появления гражданской авиации на Командорских островах. Все началось 18 августа 1936 года с задумки летчиков Акционерное Коммерческое Общество (далее – АКО) совершить полет на гидросамолете СССР Х-55 на остров Беринга, который еще никому не покорился. Помимо подготовки материальной части на экипаже лежала не менее ответственная задача – разработать маршрут, узнать физико-географические и климатические особенности острова Беринга и т.д. Однако они столкнулись с рядом препятствий, в частности, с отсутствием точных карт, по которым можно было бы судить о местах, пригодных для посадки самолета на Командорских островах.

Несмотря на возникшие трудности, 15 сентября 1936 года экипаж СССР-Х-55 Петропавловского аэроклуба совершил перелет по маршруту Петропавловск-Камчатский – Ключи – Усть-Камчатск – остров Беринга. Это был первый советский самолет, покоривший воздушное пространство между Камчаткой и Командорскими островами и приземлившийся на острове Беринга. На остров самолетом были доставлены почта и пассажиры.

Наблюдатели метеостанции Остров Беринга (Никольское) с первых дней производства метеонаблюдений пользовались авторитетом у местного населения, учреждений и организаций. В 30-е годы работой метеостанции заинтересовался погранотряд и общественные организации: так в 1938 году был заслушан отчет начальника метеостанции на президиуме Районного Исполнительного Комитета (далее – РИК). Кроме этого, присутствуют выписки из дневника метеостанции впечатлений лиц, посещающих Командорские острова:

«Работники станции всегда идут на встречу и оказывают помощь в повседневной работе научно-исследовательской станции В.А.И. зверосовхоза, предоставляя полные метеосводки, выделяя термометры и другое оборудование для исследований. – зам.директора Командорского з/с /Поляков/, Научно-исследовательской станции В.А.И. /Ильина/ 13.05.1937».

«За все время метеосводки поступали на радиостанцию в срок. – Зав.радио /Щербаков/, 19.05.1937».

В конце 1930-х – в начале 40-х годов Камчатским УГМС началась подготовка и переподготовка кадров путем проводимых занятий на устраиваемых курсах технической подготовки по таким направлениям, как аэрология, общая метеорология, гидрология моря и др. Введение новых технологий, несомненно, содействовало улучшению ситуации в работе метеостанций на местах, и на острове Беринга в том числе.

Алеутский район, население которого в годы Великой Отечественной войны не насчитывало и тысячи человек, внес посильный вклад в победу СССР. Несмотря на отдаленность от центра страны, плохую связь даже с Камчаткой, суровый климат работа всех предприятий и учреждений района, метеостанции Никольское в том числе, в кратчайший срок перестроена в соответствии с задачами военного времени. Уже в первые дни войны стали поступать заявления от рабочих и служащих с просьбой направить их на фронт. Но с Командорских островов на фронт не брали. Перед командорцами была поставлена другая задача – необходимость обеспечить утроенную производительность труда, дать государству больше и лучшего качества пушнины – мягкого золота, необходимого для приобретения пушек, танков и самолетов для Рабочей Крестьянской Красной Армии, усилить работу по овладению военным делом и по подготовке к противовоздушной и противохимической обороне.

Летом 1941 года на строительство танковой колонны «Камчатский рыбак» от жителей Алеутского района поступило 20 тыс. рублей, на строительство эскадрильи самолетов «Камчатка – фронту» командорцы собрали 63 тыс. рублей. Всего за годы войны, трудящиеся Командорских островов внесли из своих трудовых сбережений свыше 1 млн руб. наличными деньгами и облигациями государственных займов.

Огромное значение в военные годы имела агитационная и культурно-массовая работа. Центром общения стали клубы. Там работали оборонные кружки и кружки художественной самодеятельности, по вечерам проходили читки сообщений Совинформбюро и политинформации. Начальник метеостанции Остров Беринга (Никольское) Андращук С.А. руководил драмкружком и организовал проведение двух островных олимпиад художественной самодеятельности, а также постановку нескольких пьес А.Н. Островского, «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова и другие.

Помимо участия в культурно-массовой работе работники метеостанции много труда вложили в сельское хозяйство. Перед трудящимися северных районов Камчатки была поставлена задача: по возможности отказаться от завоза товаров и продовольствия с материка, обеспечить трудящихся за счет местных ресурсов. Метеостанции выделили земельный участок, на котором силами работников метеостанции Чеботаревой Веры Терентьевны, Пахомкина Михаила Харитоновича и других гидрометнаблюдателей выращивались картофель, морковь, репа, турнепс, редис, капуста. Ежегодно получаемый урожай картофеля и капусты превысил в несколько раз количество овощей, завозимых на Командорские острова до войны.

В 1941 году перед работниками метеостанции Остров Беринга (Никольское) ставятся новые задачи: составлять синоптические и авиационные телеграммы по запросам Петропавловского управления гидрометслужбы и ГВФ, проводить расширенные гидрологические наблюдения по мере возрастания потребностей народного хозяйства. Помимо определения видимости в сторону моря и температуры поверхности воды началось измерение уровня моря, удельного веса воды и состояния моря (волнение), проведение ледовых съемок-обзоров. Гидрометнаблюдатели ощущали значительный недостаток при проведении столь важных гидрологических наблюдений – сказывалась нехватка шлюпки для выхода в океан.

Помимо гидрологических наблюдений на метеостанции, осуществлявшей работу по программе 29-го типа, начались мероприятия по снегомерным съемкам и мониторинг температурного режима почвы.

С начала существования метеостанции Остров Беринга (Никольское) всеми инспекторами, посещавшими Командорские острова и Камчатку, отмечалась хорошая трудовая дисциплина. Станция до середины 40-х годов регулярно становилась образцово-показательной. Однако после окончания Великой Отечественной войны все изменилось в худшую сторону: организация труда на станции и трудовая дисциплина практически отсутствовали, в рабочих и жилых помещениях наблюдалось запущенность и грязь, квартирные условия работников были доведены до минимально низкого уровня. Также выявлен плохой уход за действующими приборами, плохое качество наблюдений за погодой, полностью прекратилось ведение делопроизводства, пропал весь архив метеонаблюдений и прекращена деловая связь с местными организациями.

В 50-е годы жизнь на метеостанции Остров Беринга (Никольское) начала налаживаться: в декабре 1951 года открылся шаропилотный пункт, в 1956 году служебное помещение перенесено в другое здание (два дома каркасной постройки 1892 года пришли в ветхость и требовали капитального ремонта), налажена регулярная и стабильная связь с Камчатским УГМС через радиостанцию Министерства связи, возобновлено сотрудничество с местными организациями (секретариат Алеутского райкома, райисполком, Зверосовхоз, почта и другие).

Зверотрест, в распоряжении которого находились все основные средства на острове Беринга (рабочая сила, материалы, транспорт и т.д.), оказывал наибольшее значение в жизни метеостанции. Коллектив метеостанции в долгу не оставался, принимая активное участие в жизни острова: от участия в художественной самодеятельности дома культуры, просветительской деятельности в школе, до помощи в строительстве новой дизельной.

Фото 4. Начальник метеостанции остров Беринга (Никольское) Дюрасов С.П., 1954 год

Фото 5. Служебное помещение метеостанции, июль 1953 года

Фото 6. Ремонт метеоплощадки (установок), июль 1953 года

В июле 1957 года метеостанцию Никольское ждал новый перенос на 1.5 км к юго-западу от прежнего места. Появление в самолетном парке Камчатского авиаотряда тяжелых самолетов типа МП-1 и Ли-2, способных длительное время находиться в воздухе, потребовало открытия новых специализированных аэрологических станций, поэтому, по мере выделения средств Главным управлением Камчатскому УГМС, в июле 1957 года произошло расширение диапазона исследований метеостанции Остров Беринга (Никольское) – станция становится аэрологической и начинает производить 4-х разовое зондирование атмосферы. Коллектив станции быстро осваивает обработку радиозондовых наблюдений по условным вертикальным скоростям.

В конце 50-начале 60 годов на острове Беринга началось масштабное строительство аэродрома и к концу 1961 года взлетно-посадочная полоса была готова к приему самолетов.

7 января 1962 года знаменуется началом регулярного воздушного сообщения Камчатки с Алеутским районом. На острове Беринга приземлился первый самолет Ли-2 с пассажирами. Этим бортом прибыла комплексная комиссия по приемке к эксплуатации аэродрома Никольское. Честь открытия трассы принадлежит летчику Э.В. Лянгерту.

Открытие аэродрома к юго-востоку от села Никольское внесло значительные коррективы в жизнь метеостанции. Начинают функционировать две синоптические группы: первая группа остается в селе на метеостанции, вторая – в аэропорту для обеспечения экипажей ВС метеосводками. Все метеорологи работают по очереди по скользящему графику: метеоролог выезжает в аэропорт и передает погоду, которую наблюдают на метеостанции в селе, узнавая ее по телефону. Кроме этого на метеостанции дополнительно проводятся наблюдения в 8 и 10 часов местного времени для нужд аэропорта. Своих метеоприборов в аэропорту в конце 60-х – начале 70-х годов еще не было.

В 1975 году в аэропорту установлен первый метеоприбор – измеритель высоты нижней границы облаков (ИВО). В 1980 году установлены метеостанция М-49 и барометр, в 1982 году – психрометрическая будка со всеми необходимыми термометрами и гигрометром.

Дежурство в аэропорту для метеорологов сопровождалось постоянным дискомфортом – холодное служебное помещение, продуваемое всеми ветрами, отсутствие общественного транспорта (преодолевать 7-ми километровое расстояние между селом и аэропортом приходилось то на тракторе, то на вездеходе, иногда и на лошадях). Периодически приходилось ночевать в аэропорту, когда резко портилась погода и у метеоролога не было возможности добраться до села.

Программа метеорологических, гидрологических и аэрологических наблюдений на метеостанции в селе не уступала серьезным и ответственным дежурствам в аэропорту.

На метеостанции Остров Беринга (Никольское), расположенной в цунамиопасной зоне, с июня 1953 года начались наблюдения над уровнем моря, с октября 1964 года – над волнами цунами по прибору ГМ-23-II (гидростатический регистратор цунами). Коллективу станции во время очередной инспекции разъяснен порядок производства наблюдений над волнами цунами и уровнем моря, которые могут образоваться после землетрясения в 5 и более баллов. В первой половине XX века на Командорских островах зафиксировано несколько случаев цунами: в 1923, 1949, 1952, 1960, 1964, 1969 годах. В 1960 и 1969 годах максимальная высота подъема воды составляла 1.5 – 2.5 м.

В 1998 году началось серийное производство новой радиолокационной станции (РЛС) МАРЛ, основанной на современной элементной базе и принципах обработки сигналов, и сразу же метеостанция Остров Беринга (Никольское) начала работать на МАРЛ. Этот комплекс автоматически находит и сопровождает зонд в полёте, выдаёт его текущие координаты, принимает и обрабатывает метеорологическую информацию.

Фото 7. ОГМС остров Беринга

1 мая 2009 года АМСГ Никольское официально переходит в состав АНО «Метеоагентство Росгидромета», в последствии ставшее Камчатским филиалом ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета». Возникают первые серьезные трудности – отсутствие работников на АМСГ Никольское. Спас ситуацию авиадиспетчер филиала «Камчатаэронавигация», который взял на себя ответственность за метеорологическое обеспечение на аэродроме Никольское. До 2023 года Тюрин Валерий Александрович, являясь внешним совместителем, исполнял обязанности начальника и техника-метеоролога АМСГ Никольское и долгое время оставался единственным работником станции, осуществляющим метеонаблюдения и обеспечивающим метеосводками экипажи воздушных судов.

Фото 8. Тюрин В.А. – начальник АМСГ Никольское, 2022 год

В 2023 году начальником АМСГ Никольское стал Лобанов Максим Владимирович, также являющийся авиадиспетчером филиала «Камчатаэронавигация».

В настоящее время технические возможности аэродрома Никольское позволяют принимать самолеты Ан-28 и Л-410, а также вертолеты всех типов.

В аэропорт Никольское выполняются регулярные рейсы самолетами Ан-28 и Л-410 авиапредприятия АО «КАП», летающих из Петропавловска-Камчатского через Усть-Камчатск.

Количество вылетов в среднем составляет 90 самолетовылетов в год.

Фото 9. Расположение Командорских островов

Фото 10. Самолет Л-410

В 2016 году здание аэровокзала признано аварийным, служебное помещение основного пункта наблюдения вместе со всем оборудованием перенесено в помещение филиала «Камчатаэронавигация».

Фото 11. Здание аэровокзала, признанное аварийным

В августе 2020 года проведена масштабная работа инженерами по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем АМЦ Елизово по установке и введению в эксплуатацию финских мачт Vaisala DKP 210, предназначенных для эксплуатации в условиях сильного ветра (до 50 м/с). Для этого потребовалось упаковать и отправить морским судном из Петропавловска-Камчатского на остров Беринга 1 тонну цемента для изготовления бетонного фундамента, вскрыть грунт значительных размеров, прокопать траншеи до новых мест установки мачт и установка в грунт винтовых свай на глубину 1.5 м.

Фото 12. Установка мачт

В честь 125-летнего юбилея работнику – начальнику АМСГ Никольское Лобанову Максиму Владимировичу объявлена благодарность директора Камчатского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» за успешный и добросовестный труд.

09.01.2024

Возврат к списку